Алексей Щусев и его великие проекты.
Fine Art Images/Heritage Images/Getty ImagesАлексей Щусев.
Александр Становов/SputnikСтанция метро «Комсомольская» по праву считается самой роскошной: мраморные колонны, хрустальные люстры, искусные мозаичные панно. Настоящий дворец! Эта станция была последним проектом Алексея Щусева (1873-1949), обладателя множества высоких титулов. Он работал в разных стилях: модерн, ар-деко, конструктивизм. До революции он весьма успешно проектировал храмы и усадьбы (включая Марфо-Мариинскую обитель).
Мавзолей на Красной площади.
Legion MediaВ СССР к нему пришла известность после строительства Мавзолея Владимира Ленина на Красной площади (1926-1930). По его проекту было построено также здание Казанского вокзала (начато в 1912 и закончено в 1940), Москворецкий мост (1938), гостиница «Москва» на Охотном ряду (1930-е, сейчас на том же месте ее копия 2013 года) и несколько жилых домов.
Метро "Комсомольская".
Legion MediaНо отдельными зданиями Щусев не ограничивался: под его руководством вместе с командой других архитекторов был создан проект генеральной реконструкции Москвы. Они хотели превратить советскую столицу в город-сад: администрацию перенести на Ходынское поле, чтобы сохранить старинную архитектуру центра, построить комплекс центральных вокзалов, соединить железные дороги разных направлений, чередовать жилые кварталы с парками. Однако план Щусева не был принят (хотя некоторые пункты были и включены в план 1935 года, например, радиально-кольцевая планировка города). И Москва в итоге, к сожалению, все-таки лишилась многих архитектурных шедевров (они были снесены для расчистки пространства для новых строений): Китайгородской стены, Сухаревой башни, Страстного монастыря.
Иван Фомин.
Архивное фотоЧто будет, если скрестить строгие конструктивистские формы с античными колоннами? Именно так представлял себе Иван Фомин (1872-1936) идеальные здания для советского человека. Свой стиль он назвал «пролетарской классикой», или «красной дорикой».
Дом на Большой Лубянке.
Ludvig14 (CC BY-SA 4.0)В ранние послереволюционные годы он занимался генеральной реконструкцией Санкт-Петербурга (современный вид Марсово поле обрело благодаря ему), но особенно интересно его концепция воплотилась в жизнь в городе Иванове - текстильной столице СССР. Там он построил целый университетский квартал, в том числе, учебные корпуса и библиотеку.
Ивановский химико-технологический институт (сейчас университет).
Alexei Beloborodov (CC BY-SA 4.0)В Москве самыми известными его работами стали жилой дом общества «Динамо» на Большой лубянке и офис РЖД на Красных Воротах. «Визитной карточкой» Фомина можно считать парные колонны, которые он очень любил добавлять к своим творениям.
Константин Мельников.
SputnikМосква 1920-х годов была городом авангарда, а его лидером был, безусловно, Константин Мельников (1890-1974). Он работал вместе с Алексеем Щусевым и Иваном Жолтовским надо архитектурным обликом Москвы, и занимался, по большей части, проектированием клубов для культурного досуга (например, Дом культуры имени Русакова) и гаражей для московского транспорта (трапециевидный Бахметьевский гараж, гараж Госплана с круглым окном-фарой сегодня считаются памятниками культуры).
Дом культуры имени Русакова.
Legion MediaНо самым необычным зданием, которое построил Мельников был, пожалуй, его собственный дом-мастерская (конец 1920-х) в виде цилиндра.
Дом-мастерская Мельникова на Старом Арбате.
Владимир Астапкович/SputnikМельников спроектировал и центральную часть Парка Горького, которая сохранилась до наших дней почти сто лет спустя. В последние годы жизни он преподавал архитектуру студентам.
Лев Руднев.
TASSПо предложению Иосифа Сталина, в послевоенные годы в Москве должны были появиться восемь высотных зданий, которые бы символизировали 800-летие города (успели построить семь из них - «семь сестер»). Одним из основных архитекторов проекта стал Лев Руднев (1885-1956), который работал с Фоминым над планировкой Марсова поля.
Главное здание МГУ.
Legion MediaРуднев спроектировал главное здание МГУ на Воробьевых горах, Дворец культуры и науки в Варшаве, Военную академию и здания Министерства обороны в Москве, Чкаловскую лестницу в Нижнем Новгороде.
Здание Минобороны на Фрунзенской.
Legion MediaВсе эти сооружения выполнены в канонах «сталинского ампира». Архитектор пережил блокаду Ленинграда и после войны активно принимал участие в восстановлении Риги, Воронежа и Москвы.
Иван Жолтовский.
Владимир Савостьянов/TASSДо революции Иван Жолтовский (1867-1959) возводил преимущественно загородные виллы и городские дома для богатых жителей Москвы. В советские годы он вместе со Щусевым занимается крупными строительными проектами в своем любимом неоклассическом стиле.
ГЭС-1 на Раушской набережной.
ПАО «Мосэнерго» (CC BY-SA 3.0)Так, он спроектировал здание старейшей тепловой электростанции страны на Раушской набережной (она до сих пор снабжает энергией Кремль!), перестроил Московский ипподром, построил несколько санаториев в Крыму, Ривьерский мост в Сочи и ряд домов для партийных работников.
Знаменитый дом на Смоленской площади.
A.SavinСамым грандиозным из жилых строений Жолтовского стал «дом с башенкой» на Смоленской площади: это одно из редких зданий, которое имеет собственный вход в метро. После войны мастерская Жолтовского принимала участие в одном из первых конкурсов на строительство панельных домов.
Виталий Лагутенко.
Семен ФридляндПослевоенную советскую жилую архитектуру нередко упрекают за серость и обезличенность, однако именно панельные дома позволили в короткий срок решить «квартирный вопрос» миллионов граждан. Над типовыми быстровозводимыми домами работали многие архитекторы, но в итоге самым удачным оказался проект Виталия Лагутенко (1904-1969).
Дом серии К-7 в Хорошеве-Мневниках.
Artem Svetlov (CC BY-SA 3.0)Первые дома серии К-7 появились в 1960-х в Москве, Саратове, Петербурге, Мурманске и других городах. Идею Лагутенко стали развивать и другие архитекторы, а для строительства домов в крупных городах организовали комбинаты по выпуску железобетонных панелей.
Народный архитектор СССР, лауреат Государственной и Ленинской премий Михаил Посохин.
Юрий Иванов/SputnikСоветская столица необычайно преобразилась к летним играм 1980 года. Иностранные гости, которые попадали в закрытую страну, должны были увидеть ее во всем блеске. Под руководством Михаила Посохина (1910-1989) был построен Олимпийский стадион - самый большой на тот момент в Европе (на 35 тысяч зрителей), который поражал воображение.
Магистральная застройка Нового Арбата (тогда он назывался Проспектом Калинина) велась в 1964-1969 гг.
Борис Елин/SputnikПо проекту Посохина был застроен Новый Арбат домами-книжками, на Красной Пресне появился Экспоцентр и Центр международной торговли, а в Северном Чертанове возвели экспериментальный образцово-показательный микрорайон, представляющий собой жилые дома разной этажности с необходимой инфраструктурой.
Российское посольство в Вашингтоне.
Aaron Siirila (CC BY-SA 2.5)Кроме того, Посохин занимался и проектированием зданий для государственных нужд: так, в Кремле по его проекту построен Дворец съездов, а в Вашингтоне - российское посольство.