12 сентября 1941 года над украинским селом Анастасьевка разыгралась трагическая и вместе с тем героическая картина: один советский легкий бомбардировщик Су-2 отбивался от семи атаковавших его «Мессершмиттов».
Сбив один вражеский истребитель, Су-2 полностью израсходовал свой боезапас. Внезапно он резко пошел на таран другого немецкого самолета, закончившегося гибелью обоих пилотов.
Это был не первый в истории воздушный таран, но никогда до этого (и никогда после) за штурвалом шедшего на этот отважный самоубийственный поступок самолета не сидела женщина.
«Она родилась для авиации, как птица для полета!» — говорил о Екатерине Ивановне Зеленко ее сослуживец Анатолий Пушкин. С детства влюбленная в небо, она к 17 годам она прошла обучение в аэроклубе Воронежа. Следом за этим в 1934 году Катя с отличием окончила военную авиационную школу в Оренбурге.
После учебы Екатерину Зеленко направили в Харьков, на Украину, где она служила в 19-й легкой бомбардировочной авиационной бригаде. За несколько предвоенных лет летчица освоила 7 типов самолетов.
Когда в 1939 году разразилась война с Финляндией, Екатерина вызвалась добровольцем на фронт. Женщин-пилотов не допускали до участия в этом конфликте, но помогла фамилия. Увидев под заявлением подпись «старший лейтенант Е.И. Зеленко», сотрудники кадрового отдела дали ему добро, не подозревая, что поступило оно вовсе не от мужчины.
Когда Екатерина прибыла на фронт отсылать ее назад уже не стали. Таким образом, она стала единственной женщиной-летчиком, принявшем участие в том конфликте. На ее счету 8 боевых вылетов, уничтожение вражеской артиллерийской батареи и склада боеприпасов. После войны летчицу наградили орденом Красного Знамени.
К началу войны против нацистской Германии Екатерина Зеленко была уже опытным летчиком с богатым боевым опытом. В условиях катастрофического для советской авиации 1941 года такие кадры были на вес золота.
За июнь-сентябрь Зеленко совершила 40 боевых вылетов и участвовала в 12 воздушных боях. В июле во главе звена бомбардировщиков Су-2 она приняла участие в уничтожении большой группировки противника — 45 танков, 20 автомобилей, до батальона пехоты. Из рейда вернулись все советские самолеты, что было настоящим чудом.
Тем не менее, такие чудеса в начале войны случались редко. Советские пилоты несли колоссальные потери, у бомбардировщиков часто не было прикрытия — истребителей просто не хватало.
В роковой для Кати Зеленко день 12 сентября 1941 года ей также без прикрытия пришлось лететь на разведку в паре с еще одним Су-2 капитана Лебедева. Над селом Анастасьевка на северо-востоке Украины их самолеты атаковала группа из 7 истребителей «Мессершмитт».
Первый бомбардировщик был моментально подбит и вышел из боя, сев на соседнем поле. Расстреляв весь боезапас, Су-2 Зеленко сумел уничтожить один самолет. Приказав своему раненому штурману лейтенанту Павлыку прыгать с парашютом, Екатерина протаранила второй вражеский истребитель, и, сбив его, сама камнем упала на землю.
И Лебедев, и Павлык добрались в итоге до своих. Но ни тот, ни другой не видели момента подвига и гибели Екатерины Зеленко. Летчицу записали как пропавшую без вести. За боевые заслуги ее хотели посмертно представить к званию Героя Советского Союза, но не стали — испугались, что она могла попасть в плен. Ограничились награждением Ордена Ленина.
Памятник Екатерине Зеленко в Курске.
Legion MediaПравда открылась в 1943 году. Жители освобожденного села Анастасьевка рассказали все детали того воздушного боя, свидетелями которого они стали. В обломках самолета они обнаружили тогда сильно обгоревшее тело летчика (которое тут же похоронили), пробитые осколками комсомольский билет, орденскую книжку и удостоверение личности Зеленко. Сообщить командованию не было возможности — через несколько часов в село вошли немцы.
Несмотря на подтверждение обстоятельств подвига и на многократные обращения ее сослуживцев Екатерина Зеленко была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза лишь 5 мая 1990 года.