Дворцевой принадлежит к классической советской школе документального кино, которая делает равную ставку на драматургию, интересных героев и четко выстроенную композицию кадра. Его «Хлебный день» снимался в 80 км от Санкт-Петербурга, на заброшенной станции. Рядом с ней есть поселок, где живут одни старики. Раз в неделю к ним привозят хлеб, оставляя его в отцепленном вагоне. И каждый раз жители сами толкают вагон с хлебом по старым ржавым рельсам в свой поселок.
Бесчувственная камера Дворцевого, что безучастно смотрит сначала на скрипучий вагон и потуги пожилых людей сдвинуть его с места, а потом на склоки нищих и продавщицы магазина за кусок хлеба - фиксирует действие, больше напоминающее театральный спектакль. На самом деле это полное погружение в жизнь героев, из которой режиссер мастерски собрал поэтичный образ народа и затерянного поселка, а лента - награды со всей Европы.
Фильм стал классикой мирового документального кино. Коссаковский снимает так, как это делал Герц Франк - когда кадр выражает что-то еще помимо изображения. Художественность и символизм для режиссера значат больше, чем событийная насыщенность. Именно поэтому его незамысловатые на первый взгляд истории увлекают зрителей по всему миру.
История пожилых брата и сестры Беловых, что живут у реки - одна из таких. Они уже много лет делят на двоих один дом. Днем вместе копают картошку, вечером - ссорятся за обеденным столом. Он, пьяный, в очередной раз обещает зарубить ее топором «за ее бесцельность существования», она - умеет радоваться жизни без повода и цели, просто так. Их жизненные позиции как два полюса, между которыми неспешно лавирует камера, с уважением к обоим.
Год назад Рудницкая сняла полуторачасовой фильм «Школа соблазнения», где молодые русские женщины решают овладеть искусством соблазнения мужчин, пойдя на специализированные курсы, а потом выходят с этими знаниями в жизнь. Своих героинь, их удачи и падения, она снимала на протяжении семи лет, а старт этому долгому проекту дал ее же короткометражный фильм «Как стать стервой».
В последнем, в тесной комнате на тренинге у коуча, те же самые героини только начинали свой тернистый путь за счастьем, практикуя то «призывные» сексуальные позы, то технологию вытягивания денег из мужчин. Западные фестивали от такого близкого взгляда на патриархально-архаичную систему ценностей русских женщин пришли в восторг.
Дебютный фильм знаменитого киноведа Любови Аркус стал одним из самых сильных отечественных фильмов XXI века. Все началось с меланхоличного стихотворения «Люди», написанного подростком с аутизмом, что гуляло по интернету и затем было опубликовано в журнале о кино «Сеанс». Аркус нашла автора.
Долгое время она наблюдает, как Антон, после смерти его матери от рака, живет в социальных приютах, не получает адекватной помощи и из-за этого все сильнее впадает в зависимость от чужих людей. Постепенно она сближается с мальчиком, становится для него «второй мамой» и обнажает стигму, с которой живет огромное количество людей с аутизмом.
«Антон тут рядом» оказался фильмом-откровением и авторским высказыванием, которое изменило реальность. Он стал началом благотворительной компании, а потом и фонда. Это кино осуществило мечту легендарного Дзиги Вертова о том, что камера однажды изменит мир, градус человеческих отношений.
Первопроходец кинематографа Дзига Вертов снял один из главных фильмов в истории кино и, по версии британского издания Sight & Sound - лучший документальный фильм всех времен. Немая нарезка из фрагментов городской жизни обычного человека в СССР, некоторые из которых длятся всего несколько секунд, демонстрируют все возможности киноязыка - от ускоренной съемки до съемки в отражении. Это «новое зрение» послужило манифестом и практическим пособием для документалистов во всем мире.
«Человек с киноаппаратом» неоднократно озвучивался. Лучшие версии принадлежат Майклу Найману и группе The Cinematic Orchestra, что совместила черно-белое бурление жизни на экране с современным джазом.
Фильм о летнем отдыхе малообеспеченных русских на узкой полоске Черноморского побережья шокирует своей откровенностью, социальными портретами героев и сценами абьюза животных (их привозят на пляж, чтобы зарабатывать на фотографиях с туристами). Зрители немецко-французского канала Arte даже собирались создавать общественные движения в защиту русских верблюдов.
Исповедуя принципы «реального кино» (никакой инсценировки, качество вторично, никаких ограничений), Расторгуев сделал жесткий фильм, которой многим встал поперек горла. 90-минутная лента получил главный приз IDFA - главного мирового фестиваля документального кино в Амстердаме. Как написал учитель Расторгуева Виталий Манский, «Это настоящий эпос русского бытия, абсолютная вершина документального кинематографа. Если бы Расторгуев снял только эту картину, этого было бы более чем достаточно для того, чтобы о нем говорили как о гении».
Еще один шедевр от Косаковского, который в 2011 году открывал Венецианский фестиваль. Режиссер в очередной раз доказывает, что поэтическое документальное кино не всегда обречено на любовь лишь узкого круга синефилов, но может конкурентно существовать на большом экране и быть успешным.
В фильме «Да здравствуют антиподы!» он проводит прямую линию через центр Земли чтобы показать, насколько глубинные связи существуют между расположенными максимально далеко друг от друга людьми и ландшафтами. Для этого он побывал в Китае, Аргентине, Новой Зеландии, Испании, Сибири, Чили, Гавайях и Ботсване.