Почему русские стали коммунистами?

Екатерина Лобанова
Спустя более ста лет после Октябрьской революции, когда к власти пришли большевики и 70 лет с переменным успехом строили коммунизм, в него в России больше не верят. Коммунистическая партия встроена в систему власти и на последних выборах получила скромные 13%.

Ленин, большевики, съезды всевидящей и мудрой партии – вместе с распадом СССР в 1991 г. все это ушло в историю. Остались только красные звезды на башнях Кремля, толпа памятников Ленину (их в России больше 5300, по статистике сайта Lenin Statues) и другая советская символика – объекты памяти, но не идеологии. Хотя начиналось всё в 1917 г. с огромным энтузиазмом.

Революция не по правилам

Теоретики классовой борьбы XIX века Карл Маркс и Фридрих Энгельс были уверены: социалистическая революция произойдет в странах с развитым капиталистическим обществом, где существует серьезный рабочий класс, угнетаемый буржуазией.

Российскую империю, преимущественно аграрное государство, где крестьяне составляли 77% населения по переписи 1897 г., немецкие ученые не воспринимали всерьез: мол, сначала развивайте капитализм, а уже потом крушите его силами восставшего пролетариата. Но вышло по-другому.

После того, как Февральская революция 1917 г. снесла монархию, с марта по октябрь 1917 г. в России боролись за власть несколько партий. Верх одержали наиболее радикальные социалисты, большевики во главе с Владимиром Лениным. Они обещали народу, истерзанному Первой мировой войной, мгновенное избавление от страданий и простой рецепт счастья. Народам – мир, крестьянам – землю, рабочим – фабрики и заводы, буржуям – позорную смерть.

Благодатная почва

«Большевики оказались единственной политической силой, которая чутко улавливала и использовала социальную ненависть и стремление масс к уравнительной справедливости», – пишет историк Александр Орлов. С ним согласен Александр Пыжиков, главный научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС – по его мнению, победа большевиков в России не имела никакого отношения к марксизму.

«В конце XIX – начале XX века существовало, по сути, две России», – говорит Пыжиков.

Первая, Россия дворянства, интеллигенции и буржуазии, не отличалась от европейских государств: представители высших слоев ориентировались на капитализм, западную правовую систему.

Вторая, объединявшая абсолютное большинство крестьянства и значительную часть рабочих, жила совсем по другим законам.

«Это была очень патриархальная среда, во многом сохранившая старообрядческий, почти средневековый уклад жизни, – рассказывает Пыжиков. – Главным институтом была община, крестьяне сообща владели землей и обрабатывали ее, частная собственность была неразвита».

Именно эта «вторая Россия», по словам Пыжикова, радостно пошла за большевиками, когда те предложили им всё отнять и поделить. «По сути, крестьянская Россия долгие годы была беременна Советской властью», – формулирует историк. Именно поэтому, а вовсе не в силу преданности русских идеям Маркса, победил коммунизм в России.

Всё позади

Впрочем, как напоминает Пыжиков, идея строительства мирового справедливого общества без бедных и угнетенных через несколько десятилетий себя дискредитировала.

«Уже в годы правления Брежнева (1970-е гг.) стало ясно, что партийная номенклатура отдалилась от народа и лишь судорожно пытается удержаться за власть, ни в какое светлое будущее не ведет», – уверен историк.

По его мнению, всеобщее разочарование в идеалах коммунизма стало катализатором распада СССР, испытывавшего серьезные экономические проблемы.

"Как водка...", "Зачем Путин...". Мы собрали самые популярные поисковые запросы пользователей, имеющие отношение к России. В серии статей "Почему Россия" мы детально ответим на каждый вопрос. 

А вот еще

Наш сайт использует куки. Нажмите сюда , чтобы узнать больше об этом.

Согласен